Abstract and keywords
Abstract (English):
The problem of new education for today’s Russia is of great importance due to the fact that Russia has withdrawn from the Bologna educational system and is now beginning to form a new national education system. The crisis of liberalism is a manifestation of a new systemic crisis. A new ideology of education based on patriotism, traditional culture and modern achievements of science is required. The paper proposes the main principles of the new ideology and measures of post-market reform of the education system. The subject of the study is the crisis of the Russian education system and the problem of the ideology of teaching humanities. The purpose of the work is to formulate new principles of ideology and directions for the creation of a sovereign national education system in Russia. The stated purpose required the application of a systematic approach to the research. The practical result of the implementation of the methodology of moral-religious neo-institutionalism was the release by INFRA M Publishing House of a series of educational literature - the textbook “Economic Theory. Russian economics” and related textbooks on the philosophy of economy, home economics and methodology of scientific research, united by the subtitle on the moral content of science and economics. The importance of the research is due to the fact that the results obtained open new opportunities for secondary and higher school pedagogy in the light of the creation of a sovereign national system of education in Russia. The novelty of the study lies in the formulation of principles for a new national system of education taking into account the national patriotic ideology.

Keywords:
Bologna system, patriotic ideology of education, education, e-education, insufficient budget financing
Text

Введение

В 2022 г. Россия вышла из Болонской образовательной системы, что стало знаковым этапом отказа от официальной либеральной политики, проводившейся с некоторыми отклонениями на протяжении последних 30 лет. В идеологическом плане либеральный курс фактически завершился с началом специальной военной операции, что было констатировано в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В Указе содержится четкий перечень традиционных ценностей и угроз для российского менталитета. Одновременно ставится задача осуществления соответствующей государственной политики в области образования и воспитания, работы с молодежью и т.п. [21].

Кризис российской системы образования следует рассматривать как отражение нового системного кризиса. Первый системный кризис в постсоветский период произошел в 90-е годы прошлого века, когда в ходе перехода к смешанной модели экономики кризис охватил все сферы нашего общества – экономику, политику, управление, духовность и т.п. Сейчас назревает кризис рыночной системы и идеологии либерализма. Некоторые исторические этапы своего развития Россия вынуждена проходить ускоренными темпами, чтобы не отстать от передовых держав и, главное, не потерять свою независимость и суверенитет. Так было при ускоренном развитии рынка и капитализма в 1861-1917 гг. (с ускорением в ходе столыпинской реформы в 1907-1917 гг.) и 1921-1927 гг. (НЭП), при проведении индустриализации и опять возвращении к рынку в 1992 г. Эти факты, возможно, подтверждают правдивость теории К. Маркса и Ф. Энгельса о стадиальном развитии государств через общественно-экономические формации. Не пройдя рыночный этап до логического конца, т.е. не развив на его основе индустриальное производство, мы, снова и снова иногда прерываясь на революции возвращались к нему.

В настоящее время мы уже 30 лет строим рыночную в основе модель экономики, в то время как более развитые в технологическом отношении страны уже переходят в пострыночный этап, связанный с большей социализацией. Истощение природных ресурсов требует жесткого государственного регулирования, поэтому с наибольшей вероятностью мир движется в направлении различных моделей госкапитализма в рамках смешанной экономики [13].

В идеологическом плане наиболее острая борьба происходит между либеральной моделью, подпитываемой техническим прогрессом и любовью потребителей к комфорту, с одной стороны, и национально-патриотическими консервативными течениями, указывающими в качестве главного аргумента на глобальный кризис рыночной модели, истощение природных ресурсов и подрыв сущностных ценностей человечества (половую дифференциацию, естественное продолжение рода, сохранение традиционной семьи и религии и т.п.) – с другой.

Соответственно реформирования требует вся общественная система. Недоразвитый капитализм в России уже почти не имеет внутренних источников развития. А внешние обстоятельства (санкции, политические и экономические блокады, гибридная война и т.п.) требуют более мощного государственного вмешательства, опирающегося на национально-патриотическую идеологию и поддержку народа.

Не претендуя на создание концепции всей системы образования и опираясь на уже данную нами критику западного и электронного образования [14;26], мы продолжим эту тему, привязав новую систему образования к задаче формирования нового человека, требующегося новой эпохе. Важнейшие черты нового человека мы пытаемся найти в традиционном человеке, который в учебном пособии «Экономика домашнего хозяйства. Нравственная экономика», запланированного к выходу в 2024 г. в издательстве ИНФРА М, был назван homo traditum.

И в настоящее время появилась уникальная возможность создать новую национальную систему образования, соединив в ней лучший опыт дореволюционного, советского и постсоветского образования России.

Проведя анализ публикаций в РИНЦ, начиная с мая 2022 г., можно сделать следующие выводы:

1. Очень многие авторы по инерции продолжали писать о тенденциях российского образования, порожденных Болонской системой (цифровизация, количественные методы, рейтинги и т.п.), порой употребляя термин «национальная система образования» в формально-территориальном, а не в суверенно-патриотическом смысле;

2. Множество работ посвящены конкретным вопросам образования – возрастному принципу, функциональной направленности, национально-региональным особенностям образовательного процесса, истории развития системы образования и т.п.;

3. Немногочисленные работы по интересующему нас направлению анализа можно разделить на темы: продолжение критики Болонского процесса [5]; анализ последствий исключения российских вузов из Болонского процесса, а также основных аспектов формирования отечественной системы образования, ориентированной на национальные интересы [6;20;1]; критика западных геополитических моделей, являющихся по сути интервенцией в нашу культуру и образование [2]; региональные аспекты системы образования в рамках общенациональной реформы [16]; необходимость патриотической идеологии в воспитании [8].

Следовательно, тема является актуальной, особенно в плане идеологии и разработки общих принципов новой реформы образования.

Предметом исследования является кризис российской системы образования и проблема идеологии преподавания гуманитарных наук.

Цель научной статьи – формулировка основных принципов идеологии и направлений создания суверенной национальной системы образования.

Гипотеза исследования состоит в констатации кризиса позитивистской модели образования и привлечения в качестве гносеологических источников иных типов общественного сознания.

Методологической основой статьи является нравственно-религиозный неоинституционализм, теоретически обоснованный в монографии «Третий путь России» [12] и использованный при разработке серии учебных изданий авторов.

Разработка и выдвижение новых теоретическо-методологических положений.

Продолжая тему внедрения в практику методологии нравственно-религиозного неоинституционализма [15], мы очертим основные предложения по идеологической реформе российской системы образования.

Независимо от вида и направленности обучения в нем неизбежен воспитательный элемент, носящий идеологический характер. Основное философское и идеологическое содержание воспитательного элемента, как было сказано нами еще в монографии «Третий путь России», может быть выражено в формировании следующих принципов в массовом сознании:

  1. помимо нашего земного, видимого, мира существует мир «невидимый», представленный в разных вариантах в мировых религиях, что для современного общества необходимо допустить в качестве рабочей гипотезы;
  2. посмертный путь зависит от поступков самого человека и адекватной им воли Бога;
  3. следует прекратить разрушение окружающей среды, что обусловлено истощением природных ресурсов и нарушением равновесия человека с природой и чревато гибелью человечеству;
  4. для этого в рамках иной, нерыночной, нравственной, экологизированной экономики следует ограничить потребности и экономический рост;
  5. соответственно рынок должен быть заменен иной, смешанной, моделью хозяйства;
  6. важным условием осуществления предложенных мер является отрезвление, т.е. избавление от наркотиков всех видов, включая духовные [12, с.347-348];
  7. геополитическая специфика России требует особой формы государственной власти – национально-патриотического авторитаризма.

Последнее положение присутствует в менталитете уже последнюю тысячу лет и в настоящее время подтверждается, к примеру, опросами ВЦИОМ.

Так, опросы ВЦИОМ стабильно показывают высокий уровень доверия (одобрения деятельности) традиционных для России институтов — армии, правоохранительных органов и т.п. и очень низкий уровень доверия к свойственным для демократического общества институтам — общественной палате, партиям, оппозиции и др. (табл. 1) [28].

 

Таблица 1

Одобрение россиянами деятельности общественных институтов, 2020-2023 гг., % к числу опрошенных

Общественный институт

На 31.01.2020

На 28.02.2022

На 31.08.2023

Армия

80,7

77,8

77,2

Правоохранительные органы

50,8

50,6

54,8

РПЦ

62,3

57,1

59,5

СМИ

51,3

44,3

44,2

Общественная палата

41

36,4

39

Политические партии

37,2

34,1

38,4

Профсоюзы

33,3

31,1

32,7

Судебная система

34,7

33,5

38,9

Оппозиция

34

30,1

26,2

 

При этом стабильно высокий уровень доверия сохраняется к личности Президента РФ В.В. Путина (табл. 2) [29].

 

 

 

Таблица 2

Доверие россиян политикам, 2020–2023 гг.

(суммы ответов «безусловно доверяю» и «скорее доверяю», %)

Известные политики

На 30.12.2022

На 10.09.2023

В.В. Путин

78,4

77,7

М.В. Мишустин

61,8

61,2

Д.А. Медведев

38,9

39,8

Г.А. Зюганов

31,6

32,9

С.М. Миронов

32,4

28,7

 

После начала специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. рейтинг В.В. Путина вырос еще сильнее.

Наши предложения вытекают из побочных негативных эффектов позитивистского образования и атеистического воспитания в советское время, а также результатов внедрения Болонских требований в нашей стране.

В организационном плане в системе образования должны произойти следующие изменения.

Во-первых, в учебном процессе необходимо преодолеть характерное для протестантизма резкое разделение светского и духовного через обращение к традиционной культуре. Общая демократизация уже позволила начать этот процесс путем преподавания «Основ православной культуры», учреждения при вузах православных храмов.

Во-вторых, в преподавании различных дисциплин в рамках системного мировоззрения обязательно показывать взаимодействие науки, религии и нравственности.

Еще теософия прошлых столетий [19], а сейчас и методология «нравственно-религиозного неоинституционализма» [12, с.86] дают нам образец комплексного мировоззрения. Великий Учитель и гуманист Николай Рерих замечал, что знание может прийти из разных источников – ученого историка или биохимика, священника или раввина, простого спутника [17, с.3].

В 2012 году Президент России В.В. Путин отмечал: «В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укреплять. Убежден, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах» [3].

В-третьих, неизбежно возвращение к большему количеству аудиторных часов, что стихийно происходит в последнее время. Это проявляется в сохранении специалитета на некоторых сложных специальностях – в горном и строительном деле в Петербургском горном университете, в Санкт-Петербургском медицинском университете им. И.П.Павлова, в СПбГАСУ, ПГУПС, РГУП и др. Это также появление «доучивающей магистратуры» с добавлением учебных часов для «недоучившихся» бакалавров. Это дополнительные занятия в Уральском федеральном университете для первокурсников – будущих инженеров по математике. Это также обучение некоторых студентов Петербургского горного университета ООО «Газпромнефть-развитие» с перспективой дальнейшего трудоустройства.

В-четвертых, технический прогресс «освободил» детей от необходимости устного счета, развития памяти, образного мышления. По нашему мнению, все это необходимо специально тренировать, о чем писал еще Н. Рерих [17, с.5].

В –пятых, чрезмерная формализация, воплощенная в балльно-рейтинговой системе, перешла в электронную форму рабства для миллионов преподавателей. Тестовая система ответов при невозможности контролировать процесс сдачи зачетов или экзаменов в дистанционном формате стала вершиной профанации образовательного процесса. Даже при присутствии преподавателя в аудитории у студентов возникает чисто корыстный интерес ответить верно на узкие, функциональные вопросы, не развивая при этом системного мышления. Наверное, уже классическим примером стали вопросы о количестве пуговиц на костюме у Чичикова, имени лошади А. Македонского или первой жены И. Грозного.

Подобная система неизбежно порождает формализм, низкий уровень итоговых знаний, отсутствие навыков системного мышления, исторического восприятия событий, а также оппортунизм у разных участников экзаменационной процедуры.

В-шестых, много времени требуется для оформления различной документации – учебно-методических пособий для студентов и преподавателей, т.к. они в значительной степени содержат уже не учебный материал, как было раньше, а различные методики расчета баллов в соответствии с не имеющими реальных оснований компетенциями. Приведем пример из рабочей программы по Менеджменту одного из всемирно известных петербургских вузов, утвержденной в 2016 г. Так, после первого курса менеджер «имеет навыки ответственной организации и управления трудовым коллективом».

А после четырехлетнего обучения менеджер-бакалавр должен иметь компетенции: участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами; разрешать конфликтные ситуации, в том числе в межкультурной среде; владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации и т.п.

И все это написано для первокурсника, не проходившего производственную практику, даже теоретически не изучившего курс работы с секретной документацией, конфликтологию и т.п. Всем понятно, что в реальности в существующих условиях ограниченности учебного времени, отсутствия практики во время пандемии COVID-19 и постоянного сокращения учебных часов добиться таких навыков невозможно.

Это и есть система менеджмента качества в действии на русской почве.

В-седьмых, естественно, что так называемый «рынок образовательных услуг» порождает коррупцию и другие проявления нечестности. Это касается покупки дипломов, низкой требовательности к учащимся, в частности, при получении второго высшего образования, повышении квалификации, сдачи экзаменов с использованием радионаушников и т.п.

Следовательно, требуется изменить саму идеологию образования, в принципе почти ликвидировать само понятие «рынок образовательных услуг». Во всяком случае базовое образование должно иметь бюджетное финансирование.

В-восьмых, ситуация с финансированием является коренным вопросом экономики образования. Еще 20 лет назад произошло знаковое событие, когда в российских вузах бюджетное и рыночное финансирование в целом сравнялись между собой. Сейчас на некоторых специальностях договорная система оплаты достигла уже 100 %.

Бюджетное финансирование и открытие бюджетных мест зависит, по особой методике, от количества выпускников школ в данном году. Естественно, что из-за снижающейся рождаемости вузы вынуждены компенсировать малое количество бюджетных мест платными местами, занимаемыми, в том числе, иностранными гражданами. Часто иностранцы, например, граждане Среднеазиатских республик, формально поступают учиться, чтобы получить вид на жительство, работу и в перспективе гражданство в России. Это проявляется, например, в узбекских группах ПГУПС.

Одной из главных проблем российского образования является недостаток финансирования, влияющего на создание человеческого капитала, измерение которого осуществляется через индекс человеческого развития (ИЧР). Существует и прямая зависимость между инвестициями в человеческий капитал и ВВП [26, 27 и др.].

Страны-лидеры финансирования науки и образования [4] входят в первую десятку стран-лидеров ИЧР. Например, данные по 2017 г.: Норвегия (0,953), Швейцария (0,944), Австралия (0,939), Ирландия (0,938), Германия (0,936), Исландия (0,935), Гонконг, КНР (0,933), Швеция (0,933), Сингапур (0,932), Нидерланды (0,931) [7].

Согласно Рис. 1, Россия не лидирует. Среднее значение – 4,0 %, расходы бюджета России на образование ниже среднего на 0,5%.

 

 

Рис. 1. Государственные расходы на образование в процентах к ВВП, 2017 г. [10].

В среднем за период 2000 – 2018 гг.  расходы консолидированного бюджета на образование к ВВП России составляли 3,73 %, в 2021 г. – 3,6 % [18. С.189].

Расходы на образование в процентах к ВВП снижаются с 2009 года (с 4,6% в 2009 г. до 3,5% в 2017 и 2018 гг.).

В экспертном докладе ВШЭ «12 решений для нового образования» предполагается, что 4,8% от ВВП являются оптимальными. Поддержание удельного веса на уровне 4% – инертный сценарий, при котором отрыв от мирового образования со временем будет увеличиваться [23].

Рост бюджетного финансирования образования позволил бы более строго отбирать абитуриентов и повышать качество их обучения, не опасаясь снижения учебной нагрузки и последующего сокращения преподавателей.

В-девятых, требуется повысить социальные гарантии работающим педагогам, вернув им прежний срок избрания до 5 лет, и выполняя указы президента о двухсотпроцентном уровне средней заработной платы от средней заработной платы по региону.

В-десятых, на уровне среднего образования должен оставаться принцип всеобщности, универсальности, дающий базовые знания для всех детей, характерный для советской школы. Однако в старших классах, а где возможно и раньше, должна начинаться специализация, зависящая, в том числе, от территории проживания, типа населенного пункта, национальной принадлежности учащихся, культуры и менталитета местного населения. Это нужно для подкрепления формирующихся в настоящее время «новых сословий» - интеллигенции, рабочих, фермеров, военным, купцов и духовного сословия.

Сословия могут отличаться друг от друга не ограничением прав, как было в царской России, а профессиональной принадлежностью, преимущественно наследственным принципом формирования и предоставлением дополнительных возможностей (в том числе с помощью бюджетного финансирования) для получения профильного образования и развития их профессиональных способностей.

Выводы.

В работе на основе методологии нравственно-религиозного неоинституционализма предложены основные идеологические принципы и направления создания суверенной национальной системы образования.

Новой системе образования требуются новые учебные программы и учебники. В 2022-2023 гг. в издательстве ИНФРА М шла работа по подготовке к изданию серии учебной литературы по экономике и управлению в составе учебника «Экономическая теория. Русский экономикс» и связанных с ним трех учебных пособий – «Философия хозяйства. Нравственная экономика», «Экономика домашнего хозяйства. Нравственная экономика» и «Методология научного исследования. Нравственная наука». Учебник «Экономическая теория. Русский экономикс» занял первое место по номинации «Экономика и управление» в международном конкурсе «Академус». Его потенциальная миссия – стать российской альтернативой американскому «Экономиксу». В философском плане лежащая в его основе методологии нравственно-религиозного неоинституционализма является современным вариантом «Русского космизма» или «русского экзистенциализма», суть которого изложена в публикации в журнале «Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии» [15].

References

1. Antropov V.A. Vostrebovannost' nacional'noj idei dlya razvitiya sistemy otraslevogo professional'nogo obrazovaniya// Teoriya i praktika mirovoj nauki. [Theory and Practice of World Science]. №7. 2021. pp.7-11. (in Russian)

2. Brodovskaya E.V., Sklyarova N.Yu., Ognev A.S., Kuznecova S.V, Mel'nikov S.V., Lukushin V.A. Kritika koncepcii futuroshoka v kontekste suverenizacii nacional'noj sistemy obrazovaniya i vospitaniya// Chelovecheskij kapital. [Human Capital]. №10 (178). 2023. pp. 118-126. (in Russian)

3. Vladimir Putin. Russia: national question. Nezavisimaya Gazeta. 23.01.2012. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (accessed: 07/01/24) (in Russian)

4. Public expenditure of countries as a percentage of GDP. World Bank. [Electronic resource]. - Access mode: https://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS?end=2018&start=2010 (accessed: 07.01.24) (in Russian)

5. Emel'yanova E.V., Silenkov V.I. Bolonskaya sistema kak instrument razrusheniya otechestvennoj sistemy obrazovaniya i ugroza nacional'noj bezopasnosti strany// Pravda i zakon. [Truth and Law]. №1 (23). 2023. pp.86-92. (in Russian)

6. Zhevlakovich S.S. K voprosu o suverenizacii nacional'noj sistemy obrazovaniya// Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. [Psychology and pedagogy of service activity]. №3. 2022. pp. 127-134. (in Russian)

7. Human Development Indices and Indicators, Statistical Update 2018. United Nations Development Programme. [Electronic resource]. Access mode: https://hdr.undp.org/system/files/documents/2018humandevelopmentstatisticalupdaterupdf.pdf (accessed: 07.01.24) (in Russian)

8. Kolomiec O.M., Paskevskaya N.A., Starceva T.V. Ideologicheskie aspekty grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj sisteme obrazovaniya kak osnova ukrepleniya nacional'noj bezopasnosti Rossii// Nravstvennost', grazhdanstvennost', patriotizm - osnova sovremennogo obrazovaniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem: sbornik statej /pod red. d-ra ped. nauk, professora E. V. Lopanovoj. [Morality, citizenship, patriotism - the basis of modern education. All-Russian scientific and practical conference with international participation: a collection of articles / edited by Dr. Ped. sciences, Professor E. V. Lopanova: in 2 parts. - Part. 1.]. Omsk: Omsk Humanitarian Academy. 2023. pp. 129-137. (in Russian)

9. Consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds. Federal Treasury [Electronic resource]. - Access mode: http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet (accessed: 07.01.24) (in Russian)

10. Brief statistical compendium “Education in Figures: 2019”, p. 18. Higher School of Economics. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.hse.ru/primarydata/oc2019 (accessed: 07.01.24) (in Russian)

11. National accounts. Rosstat [Electronic resource]. - Access mode: https://www.gks.ru/accounts (accessed: - 20.10.19) (in Russian)

12. Privalov N.G. Tretij put' Rossii: novaya nadezhda v XXІ veke. [The third way of Russia: a new hope in the XXI century]. Ekaterinburg: Ural Publishing House. 2012. 430 p. (in Russian)

13. Privalov N. G., Privalova S. G. Goskapitalizm - nashe budushchee. Trudy nauchnoj sessii «Rossiya i Sankt-Peterburg: ekonomika i obrazovanie v XXI veke». [Proceedings of the scientific session “Russia and St. Petersburg: Economics and Education in the XXI century”]. St. Petersburg: Publishing house of the St. Petersburg State University of Economics. 2015. pp. 260-265. (in Russian)

14. Privalov N.G., Privalova S.G. Problemy nedostatochnogo finansirovaniya obrazovaniya v Rossii v usloviyah formirovaniya cifrovoj ekonomiki. Cifrovizaciya ekonomicheskih sistem: teoriya i praktika: monografiya. [Digitalization of economic systems: theory and practice]. St. Petersburg: POLITEKH-PRESS. 2020. pp.722-748. (in Russian)

15. Privalov N.G., Bashmakova N.I. Metodologiya nravstvenno-religioznogo neoinstitucionalizma dlya nacional'noj sistemy obrazovaniya v Rossii (sistemnost', ravnovesie i nravstvennost')// Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. [Scientific Research and Development. Socio-humanitarian researches and technologies]. Vol. 12, No. 2. 2023. pp. 17-24. (in Russian)

16. Revuckaya L.A., Sushencov A.A. Ot strategicheskih zadach formirovaniya suverennoj nacional'noj sistemy obrazovaniya k novym orientiram regional'nogo obrazovaniya. Tunyktysho. Uchitel'. [Tunyktysho. Uchitel]. №3-4. 2023. pp. 5-7.(in Russian)

17. Rerih N.K. Derzhava Sveta. [The Power of Light]. Moscow: Eksmo Press. 2003. 148 p. (in Russian)

18. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2022: Stat.sb./Rosstat. [Stat.sb. /Rosstat]. Moscow. 2022. - 691 p. (in Russian)

19. Blavatskaya E. P. Tajnaya doktrina: Sintez nauki, religii i filosofii E. P. Blavatskoj avtora: “Razoblachennoj Izidy”. [The Secret Doctrine: A Synthesis of Science, Religion, and Philosophy by E. P. Blavatsky, author of “The Disclosed Isis”]. Vol. 2. - Moscow: SIRIN: TTT International, 1993. 1009 p. (in Russian)

20. Tebekin A.V., Surat L.I. Obosnovanie trebovanij k razrabotke novoj nacional'noj modeli razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya (Chast' 1). Zhurnal pedagogicheskih issledovanij. [Journal of Pedagogical Research]. Vol. 8. № 1. 2023. pp. 55-68. (in Russian)

21. Decree of the President of the Russian Federation from 9 November 2022, No. 809 “On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values.” [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (accessed: 07.01.24)

22. Cifrovaya ekonomika i skvoznye tekhnologii: teoriya i praktika /pod red. d-ra ekon. nauk, prof. A. V. Babkina. [Digital economy and end-to-end technologies: theory and practice / ed. by Dr. of Economic Sciences, Prof. A. V. Babkin]. St. Petersburg: POLITEH-PRESS. 2019. - 623 p. (in Russian)

23. Expert Report “12 Solutions for New Education”. HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html (accessed: 07.01.24) (in Russian)

24. Yurasov I.A., Yurasova O.I. Rabochij klass kak soslovie. Ekonomiks. [Econ.]. №1. 2014. pp. 29-32. (in Russian)

25. Laptev, S. V., Kookueva, V. V., & Tsertseil, J. S. (2017). The Role Of Investment In Human Capital In Economic Development. In Z. Bekirogullari, M. Y. Minas, & R. X. Thambusamy (Eds.), Cognitive - Social, and Behavioural Sciences - icCSBs 2017, October, vol 32. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 163-172). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.11.16.

26. Privalov N., Privalova S. (2020). ‘Current problems of modern Digital education in Russia’. FETDE-2020: International Conference on Finance, Entrepreneurship and Technologies in Digital Economy. Prague, Czechia, June 18-19, 2020. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.europeanproceedings.com/proceedings/EpSBS/volumes/vol103-fetde-2020 (accessed: 07.01.24).(in Russian)

27. Shabashev V.A. The impact of human capital on economic growth/ V.A. Shabashev, V.V. Khaliulina, S.V. Shabasheva, D.A. Govorin// The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences. - 2017. - Vol. 26: Responsible Research and Innovation: International Conference. -pp. 889-896.

28. [Electronic resource]. - Access mode: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-obshchestvennykh-institutov (accessed: 07.01.24)

29. [Electronic resource]. - Access mode: https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam/ (accessed: 07.01.24)

Reviews
1. New education for a new Russia Authors: Gorach Nikolay


Login or Create
* Forgot password?