COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL: TRANSITION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD TO THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
Abstract and keywords
Abstract (English):
Strategic features of the formation and optimization of highly qualified personnel, in the context of a rapidly developing state program of adjunct/postgraduate studies, the transition from Federal state educational standards to Federal state requirements is of particular importance. The transition to federal state requirements is aimed at increasing the quality of the formation of research competencies of adjuncts/graduate students in educational institutions of higher education. The existing trends are aimed at improving the formation of professional skills of young professionals. At the same time, significant changes in the return to pre-existing federal state requirements cover aspects of regulating the scientific activities of scientific, pedagogical and scientific personnel and scientific supervisors fixed on the basis of internal regulations. To which the relevant requirements of the management of the associate/graduate student were also fixed. Optimization of the direction of training scientific, pedagogical and scientific personnel in accordance with federal state requirements fix certain guidelines for the independent functioning of an educational organization, which gives it a large list of freedom of action aimed at training adjuncts /graduate students. The purpose of the article is to analyze and comparatively summarize normative legal acts aimed at improving the training of adjuncts/graduate students in the field of science and higher education.

Keywords:
adjunct, postgraduate studies, standards, requirements, formation, competencies, optimization, research, analysis, trends, development
Text

Введение. Совершенствование кадров высшей квалификации является важным аспектом современного общества. С интенсивным развитием технологий, изменениями в экономической сфере и социокультурными трансформациями, профессиональные педагогические качества (умения и навыки) становятся все более ценными и востребованными. Развитие образовательной системы и возвращение к федеральным государственным требованиям (далее – ФГТ) в данный момент полностью не завершено, законодателю необходимо еще не раз вносить изменения, связанные с оптимизацией подготовки адъюнктов (аспирантов) [7]. Переход к ранее существовавшим ФГТ направлен на реинкарнацию научного компонента [1], который должен быть сформирован у молодого специалиста. В данной статье мы проведем анализ законодательства развития кадров высшей квалификации, определим наиболее значимые тенденции, проблемные аспекты и перспективные пути дальнейшего развития.

С 1 марта 2022 года вступили в действие Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 [3]. На основании указанных нормативных актов в процесс подготовки научно-педагогических и научных кадров (далее – НПиНК) и происходит переход от Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) в ФГТ [8], тем самым, как и при любых других изменениях можно заметить ряд возникающих проблем, которые касаются как самих образовательных организаций, так и группы лиц, занимающихся контролем и обучением адъюнктов (аспирантов), так и самих НПиНК [1]. Существующие проблемы отражаются не только на нормативном регулировании или организационной составляющей, но и на психологическом уровне всего круга лиц, связанных с подготовкой молодых специалистов.

Методика исследования. Существующие психологические цели молодых специалистов направлены на получение ещё одного диплома после окончания обучения в адъюнктуре/аспирантуре, с последующим получением статуса преподавателя и занятием этой должности даже без защиты диссертационного исследования – все это показывает минимальную мотивацию, которая присутствует у молодых специалистов. Так нами было проанализировано направление подготовки ФНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, касаемо того контингента, который не смог пройти до конца и защитить диссертацию, на примере 3-го курса набора 2020 года курса – выпускников 2023 года, 3-го курса выпускники 2024 года которые проходили и проходят обучение по ФГОС, а также 2-го курса набора 2022 года, 1-го курса набора 2023 года, которые проходят обучение по ФГТ. Также необходимо определить причины, по которым адъюнкт не смог защитить диссертационное исследование.

Рисунок 1 – Количество поступивших адъюнктов в Московский

университет МВД России имени В.Я. Кикотя по годам

Результаты эксперимента. В 2020 году на очную форму обучения поступило 38 человек, по итогу обучения было отчислено и переведено на заочную форму обучения по собственному желанию 14 человек, отчислено и уволено из Органов Внутренних Дел (далее – ОВД) по собственному желанию 1 человек, отчислено и переведено в комплектующий орган 1 человек, 4 человека ушли в декретный отпуск. По итогу выпустилось из адъюнктуры очной формы обучения 18 человек.

 

 

Рисунок 2 – Градации поступивших слушателей в 2020 году (в%)

На данный момент на 3-ем курсе, набора 2021 года, поступило 45 человек, из которых отчислено и переведено на заочную форму обучения по собственному желанию 2 человека, отчислено и уволена из ОВД по собственному желанию 1 человек, отчислены и переведены в комплектующие органы 2 человека.

Рисунок 3 – Градации поступивших слушателей в 2021 году (в%)

 

Анализируя набор 2022 года, нынешний 2 курс, поступило 24 человека, 1 человек уволился из ОВД по собственному желанию. Поступило на очную форму обучения 1 курса 33 человека, отчислен и переведен в комплектующий орган 1 человек.

Обсуждение результатов. Следовательно, мы можем заметить, что первоначальное количество человек, поступающих на очную форму обучения в адъюнктуру по ФГОС растет с последующим годом. При переходе на ФГТ происходит значительное снижение количества поступающих. Это связано с подготовкой образовательной организации ко вступившим в силу изменениям и разработкам, а в последующем приведению всех методических и организационных материалов к использованию.

При переходе ФГОС в ФГТ первостепенно образовательным организациям необходимо подготовить соответствующий пакет внутренних нормативных актов (документов), после чего происходит разработка методических материалов, прорабатывается построение учебного процесса, который в данный момент может иметь различие в каждой образовательной организации. По данному аспекту существует множество негативных точек зрения ученых, которые считают, что необходимо осуществлять образовательный процесс по единой программе, чтобы систематизировать и закрепить единый перечень изучаемых предметов для определенных вузов по направлению их специфики подготовки. Также существуют и положительные точки зрения ученых, которые считают, что обучение, построенное индивидуально образовательной организацией, в последующем должно соответствовать требованиям гибкого и эффективного не стандартизированного образования положительно скажется на развитии НПиНК. Тем самым, мы можем понять, что после перехода к ФГТ должно пройти не определенное количество времени для систематизации и правильного функционирования системы подготовки НПиНК. Необходимо отметить, что при каждом изменении и трансформации наряду с отрицательными факторами есть и положительные тенденции развития определенного направления, о которых мы поговорим далее.

Одной из тенденций развития кадров высшей квалификации является увеличение роли педагогической составляющей. С развитием новых методик обучения и постоянным усовершенствованием формирования компетенций в содержании образовательных программ, научный руководитель играет важную роль в развитии и становлении кадров высшей квалификации специалистами. Профессорско-педагогический состав учебно-образовательных организаций высшего образования разрабатывает методики и программы обучения, направленные на обеспечение качества профессионального роста адъюнкта (аспиранта) [6].

Еще одной тенденцией является увеличение внимания к развитию межличностных навыков и soft skills. Современные требования рынка труда предполагают не только наличие теоретических, практических и информационных знаний (например, умение использовать информационные ресурсы для получения необходимой информации), но и способность работать в коллективе, эффективно и продуктивно взаимодействовать с коллегами, преподавателями и научным руководителем. Формирование умений и навыков становится все более востребованными и занимают центральное место в программах повышения квалификации, в том числе и осуществление научно-исследовательской деятельности.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются эксперты в области развития кадров высшей квалификации, является несоответствие образовательной системы потребностям рынка труда. В современном, интенсивно развивающемся мире, формирование научно-исследовательской деятельности становится менее актуальным – все это приводит к актуализации образовательных программ и содержанию преподавания. Данная проблема вызывает трудности, как для профессорско-преподавательского состава, так и для адъюнктов, и требует постоянного развития и преобразования. Так происходит оптимизация нормативно-правовых актов (далее – НПА) затрагивающих подготовку кадров высшей квалификации, а именно переход от Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) в Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) [2].

Еще одной значимой проблемой является слабая научная деятельность научного руководителя или равнодушие к новым тенденциям развития науки. Научным руководителям необходимо профессиональное развитие посредством прохождения курсов повышений квалификации, участия в семинарах, конференциях. По требованиям ФГТ научному руководителю необходимо активно осуществлять публикационную деятельность: монографий, статей, учебных пособий.

Можно выделить следующие существенные отличия в структуре программ адъюнктуры (аспирантуры) на основе ФГОС и ФГТ (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Сравнительный анализ структур программ ФГОС от ФГТ на основе НПА

ФГОС

ФГТ

Объем всей программы адъюнктуры и ее составных частей (дисциплин (модулей), практик, научных исследований, ГИА) устанавливается в зачетных единицах. Объем программы адъюнктуры в очной форме обучения, реализуемой за один учебный год, составляет 60 з.е. (раздел III).

Общий объем (трудоемкость) программы адъюнктуры, также как и отдельных компонентов программы, нормативными документами не установлены.

В результате освоения программы адъюнктуры у выпускника должны быть сформированы (раздел V, пункт 5.1.):

универсальные компетенции;

общие профессиональные компетенции;

профессиональные компетенции.

Использование компетентностного подхода при определении результатов освоения программы адъюнктуры и при организации образовательного процесса не является обязательным. Основным результатом научной деятельности должна быть подготовленная к защите диссертация. Результатами этапов научной деятельности могут быть подготовленные научные рефераты, проведенная апробация, выступления на научных семинарах, конференциях, подготовленные статьи. Результат освоения дисциплин (модулей) могут быть выражены через результаты обучения (знать, уметь, иметь опыт и т.п.).

Программа адъюнктуры состоит из следующих блоков (раздел VI, пункт 6.2.):

Блок 1. «Дисциплины (модули)».

Блок 2. «Практики» (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной (раздел VI, пункт 6.4.).

Блок 3. «Научные исследования».

Блок 4. «Государственная итоговая аттестация».

Программа адъюнктуры включает в себя (раздел II, пункт 5):

- Научный компонент;

- Образовательный компонент;

- Итоговую аттестацию.

Организации определяют вид и способы проведения практики самостоятельно в соответствии с локальными НПА (раздел II, пункт 10).

Требования к кадровым условиям реализации программ адъюнктуры: (раздел VII, подпункты 7.1.6., 7.2.2.) Доля штатных и научно-педагогических работников (варьировалась от 60% до 80%), реализующих программу адъюнктуры, отражена в ФГОС.

Требования к кадровым условиям реализации программ аспирантуры (раздел III, пункт 18): Не менее 60%  численности штатных научных и (или) научно-педагогических работников, участвующих в реализации программы адъюнктуры, должны иметь ученую степень и (или) ученое звание.

 

Существующие изменения преобразования ФГОС в ФГТ охватывают переход, направленный на формирование у адъюнктов (аспирантов) научно-исследовательской компетентности. Данную тенденцию мы можем заметить, анализируя блоки подготовки кадров высшей квалификации, в ФГТ обучение и практика уходит на второй план, а основным является активное участие в научно-исследовательских мероприятиях, публикационной активности, осуществление опытно-экспериментальной работы и самое главное – написание диссертации. Рассматривая переход ФГОС в ФГТ, законодатель устанавливает самостоятельность образовательных организаций по подготовке кадров высшей квалификации, то есть учебно-образовательные организации вправе организовывать учебный процесс самостоятельно, включая в процесс обучения необходимые (определенные образовательной организации) дисциплины, которые должны быть пройдены и по которым должны быть сформированы компетенции адъюнкта (аспиранта) [9]. Также необходимо отметить, что образовательные организации могут не устанавливать дисциплины, необходимые для прохождения адъюнктом, в соответствии с локальными НПА. Данный момент является дискуссионным, на наш взгляд было бы уместно на законодательном уровне установить обязательные дисциплины для прохождения и освоения необходимых компетенций для каждого направления подготовки.

В таблице 2 мы дали описание организации и осуществления образовательной деятельности по программам адъюнктуры (аспирантуры) в соответствии с ФГОС и ФГТ.

Таблица 2 – Соотношение нормативных актов регулирующих организацию и образовательную деятельность в адъюнктуре/аспирантуре

ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1259) [10].

ФГТ (Постановление Правительства от 30 ноября 2021 г. № 2122) [11].

Образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (раздел I, пункт 1).

Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре (раздел I, пункт 1).

Программы адъюнктуры реализуются по направлениям подготовки (раздел I, пункт 7).

Программа адъюнктуры имеет направленность (профиль) (раздел I, пункт 8). Организация устанавливает направленность программы адъюнктуры, конкретизирующую ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки.

Освоение программ адъюнктуры осуществляется по научным специальностям (раздел II, пункт 13). Организация вправе установить направленность (профиль) программы адъюнктуры в порядке, устанавливаемом локальными НПА (раздел II, пункт 18).

Высшее образование по программам адъюнктуры может быть получено: в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, с сочетанием различных форм обучения (раздел I, пункт 6).

Освоение программ адъюнктуры

осуществляется в очной форме

(раздел II, пункт 13).

 

При переходе на ФГТ мы можем заметить значительные изменения, касаемые требований, предъявляемых к научному руководителю, так существенными отличиями являются:

  1. Происходит конкретизация ученой степени научного руководителя, а именно степень доктора наук, в исключительных случаях по решению Ученого совета университета может быть назначен кандидат наук на должность научного руководителя адъюнкта (аспиранта).
  2. Активное осуществление научной деятельности [5].
  1. Осуществлять апробацию научной деятельности.

Происходит конкретизация обязанностей научного руководителя. Так, ранее, на основании Приказа Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1259 было указано в 3 разделе 32 пункте, что научный руководитель должен осуществлять контроль за научной деятельностью адъюнкта [10].

В Постановлении Правительства от 30 ноября 2021 г. № 2122 происходит более точная конкретизация обязанностей научного руководителя, указанных в разделе 1, пункт 9, а именно:

  1. Оказание необходимой помощи, в том числе в выборе тематики диссертационного исследования;
  2. Организация и контроль научной деятельности адъюнкта;
  3. Консультация по спорным вопросам;
  4. Рецензирование первоначального диссертационного исследования.

Если ранее по ФГОС не было никакой конкретизации прав адъюнктов, то в ФГТ происходит введение обширного появления прав адъюнкта раздел 1 пункт 7. Перечислим некоторые из них:

- Подача заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях / на участие в стажировке, командировке и т.д.;

- Публикационная активность; 

- Доступ к необходимой информации для проведения исследования и т.д.

Приведенные отличия и вступившие в силу нововведения, касающиеся оптимизации и конкретизации определенных моментов подготовки кадров высшей квалификации, являются значительным изменением, необходимым для усовершенствования организационных моментов и эффективного проведения исследования.

Вступившие в силу изменения и переход на ФГТ позволил законодателю дополнить действующие НПА, которые облегчили получение ученой степени без написания диссертационного исследования, то есть защита происходит на основании доклада из десяти статей, раскрывающих значительные достижения полученные в рамках исследования [4]. Таким образом, мы можем усмотреть значимость подготовки адъюнктов/аспирантов к осуществлению преподавательской деятельности. Также в этом усматривается актуальная проблема, которая с каждым годом является все более актуальной, а именно нехватка профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях.

Выводы.

В заключение необходимо отметить, что развитие НПиНК является важным компонентом успешного функционирования современного общества. Необходимо уделять пристальное внимание развитию научных компонентов, которые становятся востребованными в цифровой эпохе. Кроме того, программы партнерства и совместного обучения позволяют создать прямую связь между образованием и рынком труда, обеспечивая гибкость и актуальность образовательных программ. Органам законотворчества, осуществляющим оптимизацию образования необходимо активно работать над созданием гибких, доступных и инновационных образовательных программ, а также стимулировать и поддерживать профессиональный рост молодых специалистов, в частности проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Все это позволит развивать новые умения и навыки, адаптироваться к изменениям в рынке труда и обеспечить процветание и конкурентоспособность образования в современном мире.

Возвращение к ранее существовавшим ФГТ является важным этапом в области подготовки НПиНК, который позволяет гарантировать качество образования, содействовать развитию адъюнктов и подготовки их к дальнейшей исследовательской деятельности. ФГТ способствуют созданию современной и эффективной образовательной системы с уклоном на осуществление научно-исследовательской деятельности адъюнктов, но перед этим необходимо полностью осуществить переход к новым требованиям и организовать построение подготовки молодых специалистов, на которое потребуется несколько лет. Также, на наш взгляд, необходимо внести изменение в действующие НПА, с целью определения перечня необходимых (единых) изучаемых дисциплин во всех образовательных организациях. После чего образовательные организации смогут дополнить стандартизированные (единые для всех) дисциплины дополнительными дисциплинами, с учетом специальности подготовки, необходимыми для формирования умений и навыков НПиНК. Все это поспособствует эффективному развитию компетенций, с учетом комбинированного учебного процесса (стандартизированного и гибкого), все это положительно скажется на формировании будущих молодых специалистов.

References

1. Bavsun M.V. Problemy podgotovki nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad'yunkture) v usloviyah perehoda na Federal'nye gosudarstvennye trebovaniya /[Problems of training scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school (adjunct) in the conditions of transition to Federal state requirements] M.V. Bavsun, O.N. Mironkina, I.V. Sidorova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii.[Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]- 2022. - № 3 (95). - pp.152-160.(in Russian)

2. Bodrov, A.V. Aspirantura: trebovaniya k programmam podgotovki nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov / [Postgraduate studies: requirements for training programs for scientific and scientific-pedagogical personnel ] A.V. Bodrov, S.V. Narutto, R.R. Fathullin // Legislation. - 2022. - №5. - pp. 71-75.(in Russian)

3. Belevich, P. A. Modernizaciya nauchnyh standartov v sfere podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov [Modernization of scientific standards in the field of training scientific and pedagogical personnel ] / P. A. Belevich, I. V. Sidorova // Sovershenstvovanie obrazovatel'nyh programm, planirovanie i realizaciya obrazovatel'nogo processa : Materialy vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, [Improvement of educational programs, planning and implementation of the educational process : Materials of the All-Russian scientific and methodological conference with international participation] Omsk, 17 fevralya 2023 goda / Pred. redkollegii M.S. Desyatov. Tom Vypusk 7. - Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2023. - pp. 35-37.(in Russian)

4. Gazeta «Kommersant'» № 204 ot 01.11.2023, str. 2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/6311719 (date of application 07.01.24). (in Russian)

5. Gvil'dis, T.Yu. Suschnost' i struktura nauchnoy i nauchno-pedagogicheskoy podgotovki kadrov v aspiranture / T.Yu. Gvil'dis // V sbornike: Issledovanie i praktika v social'no-ekonomicheskoy i gumanitarnoy sfere. Sbornik izbrannyh statey Vserossiyskoy (nacional'noy) nauchno-prakticheskoy konferencii.[In the collection: Research and practice in the socio-economic and humanitarian spheres. Collection of selected articles of the All-Russian (national) scientific and practical conference.] - St. Petersburg, 2022. - pp. 16-18.(in Russian)

6. Erofeeva, M. A. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical diagnostics]: Monografiya / M. A. Erofeeva. - Saratov : Izdatel'stvo «Saratovskiy istochnik», 2022. - 177 p.(in Russian)

7. Kitrova, E. V. K voprosu ob izmenenii struktury programm podgotovki nauchnyhi nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture [. On the issue of changing the structure of training programs for scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school ] / E. V. Kitrova // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii.[Bulletin of the Saratov State Law Academy] - 2022. - № 2(145). - pp. 131-137.(in Russian)

8. Klimova, A.S. Obzor novoy reformy sistemy podgotovki nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture [Review of the new reform of the system of training scientific and scientific-pedagogical personnel in postgraduate studies ]/ A.S. Klimova // Science and education of transport. - 2021. - No. 2. - 311-313 p. (in Russian)

9. Puntus, S. A. Pedagogicheskaya sostavlyayuschaya programm podgotovki nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v vedomstvennyh ad'yunkturah: ot FGOS k FGT [Pedagogical component of training programs for scientific and scientific-pedagogical personnel in departmental adjuncts: from FGOS to FGT ] / S. A. Puntus // Gosudarstvo i pravo v epohu global'nyh peremen: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Barnaul, 28-29 iyunya 2022 goda / Pod redakciey D.L. Prokazina. - Barnaul: Federal'noe gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya [State and law in the era of global change: Materials of the international scientific and practical conference, Barnaul, June 28-29, 2022 / Edited by D.L. Prokazin. Barnaul: Federal State-owned educational institution of higher professional Education] “Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”, 2022. - 293-294 p. (in Russian)

10. Prikaz Minobrnauki Rossii [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation] 19.11.2013 № 1259 (red. ot 17.08.2020) “Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad'yunkture)”[On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for educational programs of higher education - programs for the training of scientific and pedagogical personnel in graduate school (adjunct)] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc (data obrascheniya 07.01.24).(in Russian)

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF [Decree of the Government of the Russian Federation ] 30.11.2021 № 2122 “Ob utverzhdenii Polozheniya o podgotovke nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad'yunkture)” [“On Approval of the Regulations on the training of scientific and scientific-pedagogical personnel in postgraduate studies (adjunct)” ] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401943/ (accessed 07.01.24). (in Russian)

Reviews
1. Comparative analysis of the development of highly qualified personnel: transition from Federal State Educational Standards to FGT Authors: Sepiashvili Ekaterina


Login or Create
* Forgot password?