ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность: статья посвящена одной из актуальных проблем, а именно исполнительской дисциплине в подчинённых руководителю территориального органа МВД России подразделениях. Постановка проблемы: как показывает практика, вопросы качественного и своевременного выполнения сотрудниками территориальных органов внутренних дел Российской Федерации законных требований руководителя (начальника) не теряют своей актуальности, а в ряде подразделений системы МВД России имеют устойчивый негативный характер и находятся в состоянии нерешенности. Данное обстоятельство формирует ненадлежащее исполнение задач, поставленных перед МВД России руководством страны. Цель исследования: на материалах теоретического анализа и эмпирического исследования дать определение понятию «исполнительская дисциплина» в органах внутренних дел, проанализировать её состояние, определить механизм повышения уровня исполнительской дисциплины. Методы исследования: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования, моделирование ключевых понятий, систематизация и обобщение полученных результатов с помощью методов контент-анализа. Результаты и ключевые выводы: в результате эмпирического исследования отчётных документов территориального органа МВД России за 2022 – 2023 года было установлено, что удельный вес исполненных в срок требований (поручений) руководителя составляет 86,1%, что, согласно методике изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России, является неудовлетворительным показателем. Отмечено низкое качество отчётных документов об исполнении поручения. 29,1% из числа подготовленных документов возвращены субъектом контроля на доработку по различным основаниям. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают наше предположение о том, что высокий уровень исполнительской дисциплины в подчинённых руководителю территориального органа внутренних дел Российской Федерации подразделениях, способствует эффективной защите граждан и обеспечению общественного порядка, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых на обслуживаемых территориях.

Ключевые слова:
служебная дисциплина, исполнительская дисциплина, успешность, управленческая деятельность, руководитель, органы внутренних дел Российской Федерации
Текст

Актуальность

Успешность деятельности органов внутренних дел Российской Федерации во многом зависит от эффективности функционирования системы управления, её гибкости и способности быстро организовать выполнение поставленных задач, поставленных обществом и государством, решать эти задачи наиболее оптимально и эффективно с учётом складывающейся оперативной обстановки. Во главе системы управления территориальных органов ведомства находится руководитель органов внутренних дел, являющийся основным координатором, мотиватором и, в конечном итоге, должностным лицом, несущим персональную ответственность за результаты деятельности подчинённых подразделений и территориального органа в целом.

Какая же управленческая деятельность может считаться успешной? Xайнц Хекхаузен в своей теории мотивации и деятельности определил ряд критериев оценки успешности, обобщив которые, сделаем следующий вывод, что итогом деятельности должен быть конкретный качественный, либо количественный, измеримый определённой достижимой нормой, результат [8].

Система управления территориальным органом, а равно с ней управленческая деятельность руководителя территориального органа внутренних дел на сегодняшний день подлежит ведомственной оценке, утверждённой распоряжением МВД России от 28.08.2019 № 1/9711 «Об утверждении Методики изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России». Слагающим критерием оценки направления «Управления подчинёнными органами и подразделениями», является показатель «Стабильность контролирующего воздействия», оцениваемый удовлетворительно в том числе при условии, если более 90% поручений (требований, указаний, распоряжений, приказов и мероприятий, подлежащих исполнению на основании управленческого решения руководителя), состоящих на контроле в штабных подразделениях территориального органа выполнены в установленный срок и в полном объёме.

 Таким образом, давая оценку управленческой деятельности руководителя территориального органа внутренних дел, МВД России предполагает в совокупности оценить состояние исполнительской дисциплины в подчинённых руководителю территориального органа подразделениях, а именно насколько своевременно и качественно выполняются его поручения и поручения, поступившие от вышестоящих руководителей системы МВД России. 

Понятие «исполнительская дисциплина» не закреплено в ведомственных нормативных актах. В научной литературе исследуемая проблематика представлена несколько уже, чем понятие служебная дисциплина, т.е. точное, ответственное и качественное выполнение каждым сотрудником возложенных на него служебных обязанностей. Вместе с тем, к примеру В. Гончаровым рассматриваются вопросы уровня исполнительской дисциплины в федеральных органах исполнительной власти, которая, по его мнению, содержит такие составляющие как: общее качество результатов работы, осуществлённой в срок и в соответствии предоставленными полномочиями [3].

По мнению А. Репьёва и Е. Федяева, служебная дисциплина является неотъемлемой частью специального правового статуса сотрудника органов внутренних дел, а сама дисциплина – это соблюдение порядка и правил выполнения служебных обязанностей [6]. И. Степакиным высказано мнение о том, что нормальное функционирование всей системы органов внутренних дел и надлежащее исполнение сотрудниками своих полномочий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, обеспечивается строгим и неукоснительным соблюдением служебной дисциплины [7].

Профессор Г.В. Атаманчук выделяет правила, согласно которым обеспечивается дисциплина в государственном управлении, среди них указывается, что поведение руководителя должно быть образцом соблюдения дисциплины, а поддержание высокого уровня дисциплины в трудовом коллективе требует постоянного и целенаправленного воздействия [1].

Имеющееся в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ, понятие «Служебная дисциплина» включает следующую формулировку: «Служебная дисциплина – это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав» [О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»]. Обращаясь к Дисциплинарному уставу органов внутренних дел [О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»], следует, что первоочередной обязанностью сотрудников является обязанность выполнять приказы и распоряжения руководителей, отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам. Среди обязанностей руководителя, имеющих значение для рассматриваемой тематики, представляются обязанности чётко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, при этом предусмотрена необходимость контроля за ходом и результатами их исполнения. Названным документом также определено, что «приказ руководителя – это законное служебное требование руководителя, обращённое к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определённых действий» [О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»]. Только выполнив данное требование, подчинённый имеет право на его обжалование. Из изложенного очевидно, что исполнение служебных требований руководителя отчётливо несёт в себе директивный характер, не предполагающий возможности выбора каких-либо иных альтернатив.

В настоящей статье раскроем понятие исполнительской дисциплины в органах внутренних дел, исходя из полученного вывода о том, что исполнительская дисциплина является по содержанию синонимичной понятию служебная дисциплина, определённому законодателем. Однако, согласно упомянутой оценке управленческой деятельности руководителя территориального органа внутренних дел, следует ограничить перечень требований руководителя, применительно лишь к поставленным на контроль субъектом контроля в установленном порядке.

Таким образом, исполнительская дисциплина в органах внутренних дел – это неукоснительное выполнение сотрудником органов внутренних дел законного требования (поручения) руководителя (начальника), поставленного на контроль субъектом контроля в установленном порядке, ход и результаты исполнения которого отражены в соответствующем отчётном документе, своевременно предоставленным исполнителем субъекту контроля и последующее снятие с контроля уполномоченным руководителем.  

Цель исследования: на материалах теоретического анализа и эмпирического исследования дать определение понятию «исполнительская дисциплина» в органах внутренних дел, проанализировать её состояние, определить механизм повышения уровня исполнительской дисциплины.

Методы исследования: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования, моделирование ключевых понятий, систематизация и обобщение полученных результатов с помощью метода контент-анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Учитывая важность и актуальность данного направления деятельности, штабами территориальных органов внутренних дел проводится планомерная и целенаправленная работа по совершенствованию и развитию системы контроля, а также урегулированию имеющихся проблемных вопросов, касающихся исполнения контрольных поручений (законных требований) руководителя.

В частности, инициируется рассмотрение вопросов исполнительской дисциплины при проведении рабочих и оперативных совещаний, осуществляется подготовка анализов её состояния, обеспечивается направление в подчинённые подразделения обзорной информации по данному направлению деятельности, проводятся фактические проверки исполнения поручений.

Вместе с тем, проведённый нами анализ состояния исполнительской дисциплины на примере одного из территориальных управлений МВД России (далее - «УМВД») показал, что по состоянию на 17.12.2023 штабом УМВД поставлено на контроль 1242 мероприятия, что практически на 30% меньше, чем состоящих на контроле в 2022 году. Снижение числа поставленных на контроль поручений, обеспечило снижение нагрузки на подразделения и повысило качество их исполнения, также возрос процент своевременности исполнения контрольных мероприятий.

Наиболее значительный объем поручений распределился на следующие подразделения: ОРЛС (97), ОВМ УМВД (78), ОП по району УМВД (76), ОГИБДД УМВД (75), ОНК УМВД (59).

В целом, структурными подразделениями УМВД по состоянию на указанную дату исполнено 982 мероприятия, остаются неисполненными – 159 (из числа с истекшим сроком исполнения). Таким образом, удельный вес исполненных в срок контрольных поручений составляет 86,1% – что, согласно методике изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России, является неудовлетворительным показателем.

Помимо этого, отмечаются недостатки в качестве предоставляемых отчётных документов. Так, за рассматриваемый период ответственным исполнителям штабом УМВД возвращено на доработку по различным основаниям 286 документов или 29,1%.

Подразделениями, допускающими наибольшее количество фактов нарушения исполнительской дисциплины являются ОУУП и ПДН УМВД, и те подразделения, в чьей штатной численности имеются сотрудники групп анализа, планирования и учета – отделы полиции УМВД.

Среди основных недостатков следует выделить следующие: к итоговым справкам продолжают не прилагаться документы, подтверждающие их исполнение (копии ответов в структурные подразделения ГУ МВД России, сопроводительные письма в различные инстанции, ведомства и т.д.). В части итоговых справок отсутствует такой обязательный атрибут, как вывод о признании мероприятия выполненным и подлежащим снятию с контроля. Некоторые справки об исполнении не поддаются никакой критике:

Например, пунктом 2.1 протокола оперативного совещания у начальника УМВД от 02.03.2023 № 8, предусмотрено в срок до 15.05.2023 устранить выявленные недостатки при взаимодействии подразделений (по линии УУП), предусмотренные требованиями нормативного правового акта МВД России. Текст отчётной справки одержит только сведения о выявленных ранее недостатках, а не о проведённой работе, направленной на их устранение: «…справки о результатах исполнения отдельных поручений следователей и дознавателей не несут смысловой нагрузки, указывают на то, что выполнить поручение не представилось возможным, конкретная работа не проведена…», «Считаю, что руководству ОП по … району необходимо усилить контроль в рамках рассматриваемого вопроса…»

Пунктом 2.4 протокола оперативного совещания у начальника УМВД от 22.06.2023 № 19, предписано начальникам отделов и пунктов полиции УМВД в срок до 20.07.2023 в рамках рабочих совещаний рассмотреть организацию работы в соответствии с требованиями приказа МВД России от 03.08.2018 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений», принять дополнительные меры, направленные на повышение эффективности проводимой работы. Попустительски к выполнению данного поручения отнеслись сотрудники отдела полиции, которые в итоговой справке указали, что совещание проведено, просим снять с контроля. При этом копия протокола совещания содержит лишь одно наименование вопроса, а решение по его итогам выглядит как: «продолжить работу по внесению сведений в БД Дистанционные хищения».

Аналогично с выполнением пункта 1.2.3.1 протокола оперативного совещания у начальника УМВД от 18.05.2023 № 14, где начальнику СУ УМВД предписано ежемесячно в течение 2-го полугодия текущего года, в рамках проведения рабочих совещаний, рассматривать результаты работы отделов по расследованию преступлений, совершенных на территориях, обслуживаемых отделами полиции, СУ УМВД. В приложенном к итоговой справке копии протокола записана формулировка вопроса и единственное решение «Продолжить совершенствование системы контроля за СОГ».

Штабами территориальных органов инициируется проведение служебных проверок по фактам невыполнения мероприятий в установленные сроки, ответственные исполнители по результатам привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Однако, очевидным остаётся обстоятельство, что проводимая работа в полном объёме не обеспечивает положительного результата. Необходимо отметить роль руководителей подразделений в организации и соблюдении исполнительской дисциплины, которая, в ряде случаев, сводится только к подписанию итоговых справок, подготовленных сотрудниками, без особого рассмотрения сути ими изложенного, без соотнесения содержания итоговых справок с реально реализованными действиями.

В ряде случаев основная причина этому – продолжающаяся практика начала работы над поручением после того, как руководитель подразделения территориального органа или возглавляемое им подразделение окажется в списке «должников» по исполнению контрольных поручений, а не с момента поступления в подразделение документа, содержащего указание на проведение мероприятий.

Осознание каждым руководителем подразделений территориального органа основ управленческой деятельности на сегодняшний день должно стать главной задачей, так как контроль за исполнением требований (поручений) руководителя является одной из наиболее важных функций управления.

Выстроенная должным образом система соблюдения исполнительской дисциплины помогает выявлять различные отклонения, возникающие в деятельности подразделения, определять их причины и пути устранения недостатков до того, как они смогут существенным образом повлиять на эффективность функционирования территориального органа в целом.

Д. Гротом проведено исследование трудовой дисциплины в американской компании Frito-Lay, согласно которому к основной причине проблем с персоналом он отнёс систему взысканий с работников [2].

Имеющиеся в отечественной литературе результаты проведённого исследования связи уровня дисциплины и вовлеченности персонала свидетельствуют о том, что на нарушения дисциплины оказывает влияние уровень вовлеченности сотрудников в служебный процесс. Авторами предлагаются методы профилактики нарушений дисциплины, к которым отнесены применение материального и нематериального стимулирования и иные меры, способствующие заинтересованности сотрудников успешностью организации [5].

Нами подвергнуты сомнению суждения о том, что вышеперечисленные методы снижения нарушений дисциплины, способны обеспечить надлежащую исполнительскую дисциплину в органах внутренних дел Российской Федерации исходя из задач, возлагаемых на них. Во-первых, если рассмотреть содержание Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, то впервые поступив на службу, сотрудник берет на себя обязательство достойно исполнять служебный долг и возложенные обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка. К первоочередным обязанностям сотрудника отнесена обязанность знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение [О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»]. Служебная дисциплина обеспечивается соблюдением порядка выполнения служебных обязанностей, за нарушения служебной дисциплины предусмотрено наложение дисциплинарных взысканий. Приказом МВД России от 20.06.2012 № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена персональная ответственность за качество и своевременность информации, предоставляемой в отчётных документах.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам.

Согласно требованиям действующего законодательства, регламентирующим организацию прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, исходя из возложенных на территориальные органы МВД России полномочий, нарушение исполнительской дисциплины является грубейшим дисциплинарным проступком. Системность таких нарушений в территориальных органах внутренних дел позволяет сделать вывод о ненадлежащей защите прав и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, гарантированных государством.

Исполнительская дисциплина в подчинённых подразделениях обеспечивается компетентным использованием руководителем органов внутренних дел Российской Федерации своих полномочий, применением в полном объёме мер поощрения и взыскания, профессиональными и личными лидерскими качествами начальников органов и подразделений внутренних дел [4]. Своевременное выявление неблагоприятного морально-психологического климата позволяет установить и нейтрализовать причины, способствующие нарушениям исполнительской дисциплины, а активная воспитательная работа с личным составом способствует повышению уровня профессиональных знаний. Требовательность и принципиальность руководителя в урегулировании проблемы ненадлежащего соблюдения подчинёнными сотрудниками исполнительской дисциплины, его настойчивость в решении вопросов о снижении фактов нарушений исполнительской дисциплины, являются детерминантами успешности управленческой деятельности в территориальном органе МВД России.

Список литературы

1. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. [Серия: «Об управлении: избранное». В 6 книгах. Кн. 6] / Г. В. Атаманчук. – Москва: Academia, 2018. – С. 323 - 330.

2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. – 480 с.

3. Гайнуллина Л.И. Успешные практики управления трудовой дисциплиной в организации // Скиф. 2023. №4 (80). - Текст электронный//URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnye-praktiki-upravleniya-trudovoy-distsiplinoy-v-organizatsii (дата обращения: 20.01.2024).

4. Гончаров В.В. Повышение исполнительской дисциплины в системе исполнительной власти как необходимое условие ее оптимизации // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. №5. - Текст электронный// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-ispolnitelskoy-distsipliny-v-sisteme-ispolnitelnoy-vlasti-kak-neobhodimoe-uslovie-ee-optimizatsii (дата обращения: 20.01.2024).ат

5. Масилова М.Г., Нестерова А.Ю. Современные подходы к управлению дисциплиной труда // Территория новых возможностей. 2018. №2 (41). - Текст электронный//URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-upravleniyu-distsiplinoy-truda (дата обращения: 20.01.2024).

6. Репьёв А.Г., Федяев Е.А. Административная деятельность полиции: учебно-методическое пособие. Барнаул, 2019. – 231 с.

7. Степанкин И. А., Зоткин С.Ф. Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории / И. А. Степанкин, С. Ф. Зоткин // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 2. – С. 36-39

8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения - Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 256 с.

Рецензии
1. Исполнительская дисциплина как детерминанта успешности управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации Авторы: Бурцев Антон Олегович


Войти или Создать
* Забыли пароль?