УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется опыт Канады в сфере управления качеством образования, в котором эффективность функционирования всей системы обеспечивается активным взаимодействием различных субъектов образовательной политики на всех уровнях: международном, национальном, региональном и институциональном. Особый интерес представляет вопрос о том, какие инициативы реализуются на каждом уровне и каким образом обеспечивается их интеграция. Предлагается краткий обзор деятельности организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за университетским сектором в целом, а также за деятельностью конкретных университетов и качеством образовательных программ. Несмотря на существенную неоднородность в университетском секторе Канады, привносимую административными, территориальными и этнокультурными различиями, скоординированные действия всех участников образовательного процесса способствуют сотрудничеству между университетами, обеспечивают взаимное признание дипломов как на территории Канады, так и на международном уровне и создают условия для внутренней и внешней мобильности студентов и выпускников.

Ключевые слова:
образование, качество, университет, Канада, оценка, аккредитация.
Текст

Особенности системы управления качеством высшего образования Канады отображают ее историческую, культурную и демографическую специфику. Канада является федеративным государством, разделенным на 10 провинций и 3 территории (административно- территориальные единицы). Согласно Конституции провинции не зависят от федерального правительства, они автономны в основных социально значимых вопросах, включая систему образования. В Канаде нет единого федерального органа, регулирующего деятельность высших учебных заведений. Каждая провинция имеет свое министерство или департамент, ответственные за сферу образования, финансирование и обеспечение качества образования. Несмотря на то что образовательные системы провинций имеют схожие черты, фактически можно говорить о 13 самостоятельно действующих системах. Децентрализация в такой важной сфере, как образование, является уникальной особенностью канадской конституционной системы [6, с. 93]. Официальными языками Канады являются английский и французский. В большинстве университетов и колледжей обучение происходит на одном из этих языков. Провинция с преобладающим франкоговорящим населением — Квебек, остальные — преимущественно англоязычные провинции. Франкоязычные университеты, помимо Квебека, имеются в Новой Шотландии, Нью-Брансуике и Онтарио. Образование англоязычных провинций и территорий строится по англо-американской системе, франкоговорящие территории и провинции в большей степени тяготеют к французской системе образования. Отличительной особенностью канадской системы управления качеством образования является главенствующая роль университетов в вопросе обеспечения качества. В 2007 г. министры образования канадских провинций подписали Декларацию о гарантии качества образовательных программ в Канаде, в преамбуле которой они «признают, что ответственность за обеспечение качества образования в учреждениях высшего образования несут сами учреждения. Они также признают необходимость защиты и сохранения целостности образования и административной автономии каждого учреждения и каждой программы» [4].

Список литературы

1. Assurance quality: l’expyrience du systtme universitaire quybycois et ses perspectives d’avenir [Электронный- ресурс] // Mymoire de la Confyrence des recteurs et des principaux des universitys du Quybec. Montryal. 2011. P.61. URL : http://docplayer.fr/5317661-Assurance-qualite-l-experience-du-systemeuniversitaire-quebecois-et-ses-perspectives-d-avenir.html (дата обращения: 19.05.2018).

2. Борисенкова А.В., Перфильева О.В. Система высшего образования стран «Группы Восьми»: Канада // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2006. - № 1. - С. 1-9.

3. Вахштайн В.С. Обеспечение качества образования - опыт стран ОЭСР // Центр ОЭСР - ВШЭ. - 2005. - C. 8-12.

4. Dyclaration ministyrielle sur l’assurance de la quality des programmes d’enseignement menant а des grades au Canada [Электронный ресурс]. 2007. C.13. // URL.: https://www.univcan.ca/wp-content/uploads/2015/07/qa-cmec-declaration-ministerielle-sur-lassurance-dequalite-2007.pdf(дата обращения: 19.05.2018).

5. Indicateurs de l’yducation au Canada : une perspective internationale - 2014 [Электронный ресурс]. Statistique Canada. - 2015. - P. 158. - URL : http:// www.statcan.gc.ca/pub/81-604-x/81-604-x2014001-fra.pdf (дата обращения: 19.05.2018).

6. Келли Дж., Данко Р., Корзинский Е. Образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 93-100.

Войти или Создать
* Забыли пароль?