STUDY OF UNIVERSITY STUDENTS' ATTITUDES TOWARDS THE USE OF ART THERAPY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of an empirical study, the purpose of which is to study the attitude of university students to the use of art therapy. It was assumed that students have insufficient knowledge about art therapy, and the study of art therapy courses by future psychologists and teachers is important for the development of their professional competencies. A questionnaire was developed that included eight questions characterizing students’ knowledge of art therapy (general understanding and familiarity with it, its definition, applicability and effectiveness, types, benefits for professional and psychological tasks). A survey of 42 students of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Russian State Economic University (RINH) was conducted, as well as 39 students of technical areas of the Southern Federal University in Taganrog. The main result of the study was that students’ knowledge of art therapy was quite poor (especially students of technical specialties). At the same time, a significant part of students are interested in art therapy and consider it useful for professional development and psychological health. The results obtained can be used in the development of university academic disciplines in art therapy. A conclusion is made about the desirability of including some art therapy methods in the training program (primarily psychological and pedagogical areas), which will improve the quality of training of future specialists.

Keywords:
art therapy, students, methodology, questioning, research
Text

Введение

В психотерапевтической практике арт-терапия, т.е. терапия искусством, использующая творческую активность человека как фактор лечебно-профилактического  воздействия [4], применяется достаточно давно. И хотя арт-терапия изначально не предназначена для использования в воспитании и образовании (в отличие от арт-педагогики [7]), она может быть полезна и для этих целей «путем устранения либо смягчения психологических, личностных отклонений у обучающихся и членов педагогических работников, а также нейтрализации и коррекции некоторых патогенных внутрисемейных и макросоциальных влияний» [6, с. 7].

Современные исследования показывают желательность применения арт-терапии в образовательном процессе вуза [9], причем эксперименты показывают достаточную ее эффективность в работе с личностными проблемами студентов [5]. Если же посмотреть шире, то арт-терапия является также средством развития учебно-профессиональной мотивации [3]  и даже ценностно-смысловой сферы студентов [8].

Таким образом, арт-терапия – это эфективная методика личностного роста студентов, позволяющая «увидеть, проанализировать и осознать свои ошибки, опробовать новые модели поведения и закрепить лучшие из них, перенеся их в реальную жизнь» [10, с. 139], и тем самым создающая условия для развития необходимых профессиональных и личностных качеств.

Но, как оказывается, далеко не все студенты (даже будущие психологи, психотерапевты и т.п.) обладают необходимыми знаниями. Например, исследование отношения студентов-дефектологов к использованию арт-терапии в коррекционно-развивающей деятельности показало, что многие студенты имеют поверхностные представления о методе арт-терапии, а реализуемая  образовательная программа не способствует развитию этих представлений [2].

Можно сделать вывод о необходимости изучения студентами (прежде всего психолого-педагогических направлений подготовки) арт-терапевтических методик и их использования в учебном процессе для закрепления теоретических навыков. Для всех же остальных студентов арт-терапия является эффективным практическим методом как развития эмоционально-личностной сферы, так и психокоррекции.

 

Методика исследования

Целью исследования является изучение отношения студентов вузов (прежде всего – будущих психологов и педагогов) к использованию арт-терапии.

Теоретическая  ценность исследования  заключается  в  определении  значения арт-терапии для профессиональной подготовки студентов. Практическая  же часть  предполагает  определение отношения студентов к применению арт-терапевтических методов и оценка их знаний в этой области, что позволит сделать вывод о включении этих методов в подготовку будущих специалистов.  

Основная гипотеза исследования: студенты обладают недостаточными знаниями об арт-терапии, а изучение будущими психологами и педагогами курса по арт-терапии приведет к более  эффективному  формированию  профессиональных  компетенций будущих специалистов.

Основным методом исследования являлось анкетирование – универсальный метод, основанный на опросе и используемый для получения информации о типичности тех или иных явлений. Анкетирование, как правило,  анонимно. Вопросы в анкете следует подбирать с учетом поставленной цели исследования, чтобы ответы ясно характеризовали исследуемое явление. Желательно использование открытых  вопросов  (когда отвечающий сам  формулирует  свой  ответ) [1].

Исходя из цели исследования, А.С. Кутявиной была разработана следующая анкета.

 

Анкета «Осведомленность об арт-терапии»

 

Здравствуйте! Просим Вас принять участие в научном исследовании «Осведомленность об арт-терапии студентов вузов». Результаты исследования будут храниться и обрабатываться в виде обезличенных данных. Спасибо за помощь!

 

ФИО, инициалы или псевдоним (по желанию)

Возраст

Пол

Направление (специальность)

Дата заполнения анкеты

 

Пожалуйста, дайте развернутый ответ на каждый из перечисленных вопросов, представленных ниже.

 

1. Знаете ли Вы что такое арт-терапия? Если да, то дайте определение ниже.

2. Для чего нужна арт-терапия?

3. Как Вы считаете, эффективна ли арт-терапия?

4. Какие Вы знаете виды арт-терапии?

5. Принимали ли Вы ранее участие в сеансах арт-терапии?

6. Хотели бы Вы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками?

7. Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего профессионального развития?

8. Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего психологического здоровья?

 

В декабре 2023 года А.С. Кутявиной было проведено анкетирование студентов факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). В это же время в качестве контрольной группы  (с предположительно очень слабыми знаниями об арт-терапии) с помощью такой же анкеты Ю.В. Рыжовым были опрошены студенты технических направлений Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета (ЮФУ) в г. Таганроге.

 

Результаты исследования

В процессе эмпирического исследования был проведен опрос 81 студента, из них:  42 студента РИНХ (обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 37.03.01 «Психология», 39.03.03 «Организация работы с молодежью») и 39 студентов ЮФУ (обучающиеся по направлениям подготовки 11.03.01 «Радиотехника», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и специальности 11.05.04 «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи»).

Представим вначале результаты студентов РИНХ. В исследовании приняли участие 42 человека (7 юношей, что составило 16,7%, 35 девушек – 83,3%), возрастом от 18 до 23 лет.

1. На вопрос «Знаете ли Вы что такое арт-терапия? Если да, то дайте определение ниже» положительно ответило 38 человек (90,5%) , отрицательно или не ответили – 4 человека (9,5%).

2. На вопрос «Для чего нужна арт-терапия?» ответило 35 человек (83,3%), не знают или не ответили – 7 человек (16,7%).

3. На вопрос «Как Вы считаете, эффективна ли арт-терапия?» положительно ответило 36 человек (85,7%) , отрицательно ответили, не знают или сомневаются – 6 человек (14,3%).

4. На вопрос «Какие Вы знаете виды арт-терапии?» ответило 26 человек (61,9%) , не знают или не ответили – 16 человек (38,1%).

5. На вопрос «Принимали ли Вы ранее участие в сеансах арт-терапии?» положительно ответило 19 человек (45,2%) , отрицательно – 23 человека (54,8%).

6. На вопрос «Хотели бы Вы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками?» положительно ответило 39 человек (92,9%) , отрицательно – 3 человека (7,1%).

7. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего профессионального развития?» положительно ответило 39 человек (92,9%) , отрицательно – 3 человека (7,1%).

8. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего психологического здоровья?» положительно ответило 38 человек (90,4%) , отрицательно ответили или не знают– 4 человека (9,6%).

Теперь представим результаты студентов ЮФУ. В исследовании приняли участие 39 человек (36 юношей, что составило 92,3%, 3 девушки – 7,7%), возрастом от 18 до 21 года.

1. На вопрос «Знаете ли Вы что такое арт-терапия? Если да, то дайте определение ниже» положительно ответило 15 человек (38,5%) , отрицательно или не ответили – 24 человека (61,5%).

2. На вопрос «Для чего нужна арт-терапия?» ответило 15 человек (38,5%), не знают или не ответили – 24 человека (61,5%).

3. На вопрос «Как Вы считаете, эффективна ли арт-терапия?» положительно ответило 18 человек (46,2%) , отрицательно ответили, не знают или сомневаются – 21 человек (53,8%).

4. На вопрос «Какие Вы знаете виды арт-терапии?» ответило 8 человек (20,5%) , не знают или не ответили – 31 человек (79,5%).

5. На вопрос «Принимали ли Вы ранее участие в сеансах арт-терапии?» положительно ответило 2 человека (5,1%) , отрицательно – 37 человек (94,9%).

6. На вопрос «Хотели бы Вы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками?» положительно ответило 20 человек (51,3%) , отрицательно – 19 человек (48,7%).

7. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего профессионального развития?» положительно ответило 12 человек (30,8%) , отрицательно ответили или не знают – 27 человек (69,2%).

8. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего психологического здоровья?» положительно ответило 19 человек (48,7%) , отрицательно ответили или не знают– 20 человек (51,3%).

Для наглядности количественные результаты исследования представлены на рисунке:

Рис.1 Отношение студентов РИНХ и ЮФУ к арт-терапии

 

Здесь по оси абсцисс отложены номера вопросов анкеты, по оси ординат – количество положительных ответов на вопросы (в процентах); синим цветом отмечены ответы студентов РИНХ, красным – студентов ЮФУ.

 

Обсуждение результатов

Анализируя представленные данные, следует отметить сильные отличия результатов студентов РИНХ и студентов ЮФУ, что и предполагалось a priori. Это объясняется тем, что студенты психолого-педагогических направлений гораздо лучше студентов-«технарей» разбираются в современных психотерапевтических методиках, даже если в учебном плане нет отдельной дисциплины, посвященной арт-терапии.

Тем не менее, несмотря на осведомленность значительной части студентов РИНХ об арт-терапии, ее назначении и видах (вопросы 1, 2 и 4), далеко не все они дали правильные определения арт-терапии и корректно назвали ее виды. То есть, объективные знания студентов об арт-терапии ниже заявленных. Это же (причем даже в большей степени) относится и к студентам ЮФУ, которые не только не смогли дать правильных определений, но и вообще показали свое практически полное незнание темы.

Поэтому неудивительно, что с эффективностью арт-терапии (вопрос 3) согласилось подавляющее большинство студентов РИНХ и лишь чуть меньше половины студентов ЮФУ.

Практически все студенты РИНХ принимали участие в сеансах арт-терапии (вопрос 5), в то время как со студентами ЮФУ наблюдается прямо противоположная ситуация.

Отметим, что большинство студентов (как РИНХ, так и ЮФУ) хотели бы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками (вопрос 6), то есть интерес к арт-терапии существует у студентов всех направлений обучения (хотя у «технарей», конечно, в меньшей степени).

Но даже среди студентов ЮФУ многие считают, что арт-терапия может принести пользу для их профессионального развития и психологического здоровья (вопросы 7 и 8), а среди студентов РИНХ таких подавляющее большинство.

Таким образом, цель исследования – изучение отношения студентов вузов к использованию арт-терапии – достигнута.

Выдвинутая  гипотеза о недостаточных знаниях студентов об арт-терапии полностью подтвердилась. Введение в учебный план дисциплины по арт-терапии (для студентов психолого-педагогических направлений) приведет к расширению знаний и умений студентов и к более эффективному  формированию  их профессиональных  компетенций.

 

Выводы

Итак, можно заключить, что:

1. Арт-терапия является эффективным практическим методом как развития эмоционально-личностной сферы, так и психокоррекции для студентов.

2. Желательно включение методов  арт-терапии  в  программу обучения студентов вузов (прежде всего, психолого-педагогических направлений), что повысит качество подготовки будущих специалистов.

3. Проведенное  исследование  показало реальные знания студентов об арт-терапии: достаточно слабые для студентов-«гуманитариев» (РИНХ) и практически нулевые для студентов-«технарей» (ЮФУ).

4. Значительная часть студентов (вне зависимости от направлений подготовки) с интересом относится к арт-терапии, считает ее полезной для профессионального развития и психологического здоровья.

5. Полученные результаты могут быть использованы при разработке вузовских учебных дисциплин по арт-терапии.

6. Желательно проведение подобных исследований (при изменении методики, увеличении количества респондентов, широком охвате других вузов и направлений подготовки, с расширенным списком вопросов при анкетировании и т.д.) и в дальнейшем.

References

1. Abakumova A.A., Vlasenko E.V., Kuznecova A.Ya. Primenenie anketirovaniya v sovremennyh issledovaniyah po pedagogike // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2019. - № 12. - pp. 141-144. (in Russia)

2. Araslanova K.T. Otnoshenie studentov k ispol'zovaniyu art-terapii v korrekcionno-razvivayuschey deyatel'nosti s gluhimi i slaboslyshaschimi det'mi // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste innovacionnyh proektov obschestvennogo razvitiya: Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Moskva, 18 maya 2017 goda. - Moskva: Akademiya povysheniya kvalifikacii i professional'noy perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya, 2017. - P. 1457-1461. (in Russia)

3. Gazizova R.R. Art-terapiya kak sredstvo razvitiya uchebno-professional'noy motivacii studentov gumanitarnogo profilya // Chelovek. Socium. Obschestvo. - 2020. - № 7. - P. 10-12. (in Russia)

4. Kopytin A.I. Sovremennaya klinicheskaya art-terapiya. - M.: Kogito-Centr, 2015. - 526 p. (in Russia)

5. Korol' S.S., Scherbaneva N.G. Rezul'taty eksperimental'nogo issledovaniya vliyaniya metodov art-terapii v razvitii lichnosti i reshenii lichnostnyh problem studentov // Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodeystviya. - 2020. - № 20. - pp. 19-26. (in Russia)

6. Kuzhevatov V. Yu., Ryzhov Yu.V., Ryzhova V.A. Art-terapiya kak sintez iskusstv: teoriya i praktika. - Taganrog: S.A. Stupin, 2020. - 120 p. (in Russia)

7. Oreshkina E.V. K voprosu o razgranichenii ponyatiy «art-terapiya» i «art-pedagogika» // Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - 2022. - № 3(23). - pp. 123-131. (in Russia)

8. Rusyaeva N.R., Skorobogatova Yu.V. Art-terapiya kak sredstvo razvitiya cennostno-smyslovoy sfery studentov pedagogicheskogo vuza // Aktual'nye problemy obrazovaniya v period detstva: Materialy Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-metodicheskoy konferencii, Nizhniy Tagil, 20 aprelya 2023 goda. - Nizhniy Tagil - Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, [b. i.], 2023. - pp. 76-88. (in Russia)

9. Rybina I.R. Formirovanie pozitivnyh emocional'nyh sostoyaniy studentov sredstvami art-terapii // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2015. - № 5(68). - pp. 277-280. (in Russia)

10. Ryzhov Yu.V. «Igra Zhizni»: art-terapiya kak sintez iskusstv // Nauka i obrazovanie: vektory razvitiya: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Cheboksary, 20 noyabrya 2020 goda. - Cheboksary: Negosudarstvennoe obrazovatel'noe chastnoe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya "Ekspertno-metodicheskiy centr", 2020. - pp. 136-139. (in Russia)

11. Abakumova A.A., Vlasenko E.V., Kuznecova A.Ya. Application of questionnaires in modern research on pedagogy. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Current problems in the humanities and natural sciences], 2019, no. 12, pp. 141-144. (In Russian).

12. Araslanova K.T. Students’ attitudes towards the use of art therapy in correctional and developmental activities with deaf and hard of hearing children // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste innovacionnyh proektov obschestvennogo razvitiya: Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Moskva, 18 maya 2017 goda [Continuing teacher education in the context of innovative social development projects: Collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Moscow, May 18, 2017], Moscow, 2017, pp. 1457-1461. (In Russian).

13. Gazizova R.R. Art therapy as a means of developing educational and professional motivation of students in the humanities. Chelovek. Socium. Obschestvo [Human. Socium. Society], 2020, no. 7, pp. 10-12. (In Russian).

14. Kopytin A.I. Sovremennaya klinicheskaya art-terapiya [Contemporary clinical art therapy]. Moscow, Kogito-Centr Publ., 2015. 526 p.

15. Korol' S.S., Scherbaneva N.G. Results of an experimental study of the influence of art therapy methods in personality development and solving personal problems of students. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodeystviya [Family and personality: problems of interaction], 2020, no. 20, pp. 19-26. (In Russian).

16. Kuzhevatov V. Yu., Ryzhov Yu.V., Ryzhova V.A. Art-terapiya kak sintez iskusstv: teoriya i praktika [Art therapy as a synthesis of arts: theory and practice]. Taganrog: S.A. Stupin Publ., 2020. 120 p.

17. Oreshkina E.V. On the issue of distinguishing the concepts of “art therapy” and “art pedagogy”. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture], 2022, no. № 3(23), pp. 123-131. (In Russian).

18. Rusyaeva N.R., Skorobogatova Yu.V. Art therapy as a means of developing the value-semantic sphere of students of a pedagogical university. Aktual'nye problemy obrazovaniya v period detstva: Materialy Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-metodicheskoy konferencii, Nizhniy Tagil, 20 aprelya 2023 goda [Current problems of education during childhood: Materials of the All-Russian student scientific and methodological conference, Nizhny Tagil, April 20, 2023], Nizhniy Tagil, Ekaterinburg, 2023, pp. 76-88. (In Russian).

19. Rybina I.R. Formation of positive emotional states of students through art therapy. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2015, no. 5(68), pp. 277-280. (In Russian).

20. Ryzhov Yu.V. “Game of Life”: art therapy as a synthesis of arts. Nauka i obrazovanie: vektory razvitiya: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Cheboksary, 20 noyabrya 2020 goda [Science and education: vectors of development: Proceedings of the international scientific and practical conference, Cheboksary, November 20, 2020], Cheboksary, 2020, pp. 136-139. (In Russian).

Reviews
1. Study of university students' attitudes towards the use of art therapy Authors: Zaharevskaya Ekaterina Alekseevna


Login or Create
* Forgot password?