ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого – изучение отношения студентов вузов к использованию арт-терапии. Было предположено, что студенты обладают недостаточными знаниями об арт-терапии, а изучение будущими психологами и педагогами курса по арт-терапии важно для формирования их профессиональных компетенций. Разработана анкета, включающая восемь вопросов, характеризующих знания студентов об арт-терапии (общее представление и знакомство с ней, ее определение, применимость и эффективность, виды, польза для профессиональных и психологических задач). Проведен опрос 42 студентов факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), а также 39 студентов технических направлений Южного федерального университета в г. Таганроге. Основной результат исследования – обнаружены достаточно плохие знания студентов об арт-терапии (особенно студентов технических специальностей). В то же время, значительная часть студентов с интересом относится к арт-терапии, считает ее полезной для профессионального развития и психологического здоровья. Полученные результаты могут быть использованы при разработке вузовских учебных дисциплин по арт-терапии. Сделан вывод о желательности включения некоторых методов арт-терапии в программу обучения (прежде всего, психолого-педагогических направлений), что повысит качество подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова:
арт-терапия, студенты, методика, анкетирование, исследование
Текст

Введение

В психотерапевтической практике арт-терапия, т.е. терапия искусством, использующая творческую активность человека как фактор лечебно-профилактического  воздействия [4], применяется достаточно давно. И хотя арт-терапия изначально не предназначена для использования в воспитании и образовании (в отличие от арт-педагогики [7]), она может быть полезна и для этих целей «путем устранения либо смягчения психологических, личностных отклонений у обучающихся и членов педагогических работников, а также нейтрализации и коррекции некоторых патогенных внутрисемейных и макросоциальных влияний» [6, с. 7].

Современные исследования показывают желательность применения арт-терапии в образовательном процессе вуза [9], причем эксперименты показывают достаточную ее эффективность в работе с личностными проблемами студентов [5]. Если же посмотреть шире, то арт-терапия является также средством развития учебно-профессиональной мотивации [3]  и даже ценностно-смысловой сферы студентов [8].

Таким образом, арт-терапия – это эфективная методика личностного роста студентов, позволяющая «увидеть, проанализировать и осознать свои ошибки, опробовать новые модели поведения и закрепить лучшие из них, перенеся их в реальную жизнь» [10, с. 139], и тем самым создающая условия для развития необходимых профессиональных и личностных качеств.

Но, как оказывается, далеко не все студенты (даже будущие психологи, психотерапевты и т.п.) обладают необходимыми знаниями. Например, исследование отношения студентов-дефектологов к использованию арт-терапии в коррекционно-развивающей деятельности показало, что многие студенты имеют поверхностные представления о методе арт-терапии, а реализуемая  образовательная программа не способствует развитию этих представлений [2].

Можно сделать вывод о необходимости изучения студентами (прежде всего психолого-педагогических направлений подготовки) арт-терапевтических методик и их использования в учебном процессе для закрепления теоретических навыков. Для всех же остальных студентов арт-терапия является эффективным практическим методом как развития эмоционально-личностной сферы, так и психокоррекции.

 

Методика исследования

Целью исследования является изучение отношения студентов вузов (прежде всего – будущих психологов и педагогов) к использованию арт-терапии.

Теоретическая  ценность исследования  заключается  в  определении  значения арт-терапии для профессиональной подготовки студентов. Практическая  же часть  предполагает  определение отношения студентов к применению арт-терапевтических методов и оценка их знаний в этой области, что позволит сделать вывод о включении этих методов в подготовку будущих специалистов.  

Основная гипотеза исследования: студенты обладают недостаточными знаниями об арт-терапии, а изучение будущими психологами и педагогами курса по арт-терапии приведет к более  эффективному  формированию  профессиональных  компетенций будущих специалистов.

Основным методом исследования являлось анкетирование – универсальный метод, основанный на опросе и используемый для получения информации о типичности тех или иных явлений. Анкетирование, как правило,  анонимно. Вопросы в анкете следует подбирать с учетом поставленной цели исследования, чтобы ответы ясно характеризовали исследуемое явление. Желательно использование открытых  вопросов  (когда отвечающий сам  формулирует  свой  ответ) [1].

Исходя из цели исследования, А.С. Кутявиной была разработана следующая анкета.

 

Анкета «Осведомленность об арт-терапии»

 

Здравствуйте! Просим Вас принять участие в научном исследовании «Осведомленность об арт-терапии студентов вузов». Результаты исследования будут храниться и обрабатываться в виде обезличенных данных. Спасибо за помощь!

 

ФИО, инициалы или псевдоним (по желанию)

Возраст

Пол

Направление (специальность)

Дата заполнения анкеты

 

Пожалуйста, дайте развернутый ответ на каждый из перечисленных вопросов, представленных ниже.

 

1. Знаете ли Вы что такое арт-терапия? Если да, то дайте определение ниже.

2. Для чего нужна арт-терапия?

3. Как Вы считаете, эффективна ли арт-терапия?

4. Какие Вы знаете виды арт-терапии?

5. Принимали ли Вы ранее участие в сеансах арт-терапии?

6. Хотели бы Вы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками?

7. Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего профессионального развития?

8. Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего психологического здоровья?

 

В декабре 2023 года А.С. Кутявиной было проведено анкетирование студентов факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). В это же время в качестве контрольной группы  (с предположительно очень слабыми знаниями об арт-терапии) с помощью такой же анкеты Ю.В. Рыжовым были опрошены студенты технических направлений Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета (ЮФУ) в г. Таганроге.

 

Результаты исследования

В процессе эмпирического исследования был проведен опрос 81 студента, из них:  42 студента РИНХ (обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 37.03.01 «Психология», 39.03.03 «Организация работы с молодежью») и 39 студентов ЮФУ (обучающиеся по направлениям подготовки 11.03.01 «Радиотехника», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и специальности 11.05.04 «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи»).

Представим вначале результаты студентов РИНХ. В исследовании приняли участие 42 человека (7 юношей, что составило 16,7%, 35 девушек – 83,3%), возрастом от 18 до 23 лет.

1. На вопрос «Знаете ли Вы что такое арт-терапия? Если да, то дайте определение ниже» положительно ответило 38 человек (90,5%) , отрицательно или не ответили – 4 человека (9,5%).

2. На вопрос «Для чего нужна арт-терапия?» ответило 35 человек (83,3%), не знают или не ответили – 7 человек (16,7%).

3. На вопрос «Как Вы считаете, эффективна ли арт-терапия?» положительно ответило 36 человек (85,7%) , отрицательно ответили, не знают или сомневаются – 6 человек (14,3%).

4. На вопрос «Какие Вы знаете виды арт-терапии?» ответило 26 человек (61,9%) , не знают или не ответили – 16 человек (38,1%).

5. На вопрос «Принимали ли Вы ранее участие в сеансах арт-терапии?» положительно ответило 19 человек (45,2%) , отрицательно – 23 человека (54,8%).

6. На вопрос «Хотели бы Вы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками?» положительно ответило 39 человек (92,9%) , отрицательно – 3 человека (7,1%).

7. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего профессионального развития?» положительно ответило 39 человек (92,9%) , отрицательно – 3 человека (7,1%).

8. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего психологического здоровья?» положительно ответило 38 человек (90,4%) , отрицательно ответили или не знают– 4 человека (9,6%).

Теперь представим результаты студентов ЮФУ. В исследовании приняли участие 39 человек (36 юношей, что составило 92,3%, 3 девушки – 7,7%), возрастом от 18 до 21 года.

1. На вопрос «Знаете ли Вы что такое арт-терапия? Если да, то дайте определение ниже» положительно ответило 15 человек (38,5%) , отрицательно или не ответили – 24 человека (61,5%).

2. На вопрос «Для чего нужна арт-терапия?» ответило 15 человек (38,5%), не знают или не ответили – 24 человека (61,5%).

3. На вопрос «Как Вы считаете, эффективна ли арт-терапия?» положительно ответило 18 человек (46,2%) , отрицательно ответили, не знают или сомневаются – 21 человек (53,8%).

4. На вопрос «Какие Вы знаете виды арт-терапии?» ответило 8 человек (20,5%) , не знают или не ответили – 31 человек (79,5%).

5. На вопрос «Принимали ли Вы ранее участие в сеансах арт-терапии?» положительно ответило 2 человека (5,1%) , отрицательно – 37 человек (94,9%).

6. На вопрос «Хотели бы Вы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками?» положительно ответило 20 человек (51,3%) , отрицательно – 19 человек (48,7%).

7. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего профессионального развития?» положительно ответило 12 человек (30,8%) , отрицательно ответили или не знают – 27 человек (69,2%).

8. На вопрос «Как Вы думаете, была бы полезна арт-терапия для Вашего психологического здоровья?» положительно ответило 19 человек (48,7%) , отрицательно ответили или не знают– 20 человек (51,3%).

Для наглядности количественные результаты исследования представлены на рисунке:

Рис.1 Отношение студентов РИНХ и ЮФУ к арт-терапии

 

Здесь по оси абсцисс отложены номера вопросов анкеты, по оси ординат – количество положительных ответов на вопросы (в процентах); синим цветом отмечены ответы студентов РИНХ, красным – студентов ЮФУ.

 

Обсуждение результатов

Анализируя представленные данные, следует отметить сильные отличия результатов студентов РИНХ и студентов ЮФУ, что и предполагалось a priori. Это объясняется тем, что студенты психолого-педагогических направлений гораздо лучше студентов-«технарей» разбираются в современных психотерапевтических методиках, даже если в учебном плане нет отдельной дисциплины, посвященной арт-терапии.

Тем не менее, несмотря на осведомленность значительной части студентов РИНХ об арт-терапии, ее назначении и видах (вопросы 1, 2 и 4), далеко не все они дали правильные определения арт-терапии и корректно назвали ее виды. То есть, объективные знания студентов об арт-терапии ниже заявленных. Это же (причем даже в большей степени) относится и к студентам ЮФУ, которые не только не смогли дать правильных определений, но и вообще показали свое практически полное незнание темы.

Поэтому неудивительно, что с эффективностью арт-терапии (вопрос 3) согласилось подавляющее большинство студентов РИНХ и лишь чуть меньше половины студентов ЮФУ.

Практически все студенты РИНХ принимали участие в сеансах арт-терапии (вопрос 5), в то время как со студентами ЮФУ наблюдается прямо противоположная ситуация.

Отметим, что большинство студентов (как РИНХ, так и ЮФУ) хотели бы ознакомиться с арт-терапевтическими методиками (вопрос 6), то есть интерес к арт-терапии существует у студентов всех направлений обучения (хотя у «технарей», конечно, в меньшей степени).

Но даже среди студентов ЮФУ многие считают, что арт-терапия может принести пользу для их профессионального развития и психологического здоровья (вопросы 7 и 8), а среди студентов РИНХ таких подавляющее большинство.

Таким образом, цель исследования – изучение отношения студентов вузов к использованию арт-терапии – достигнута.

Выдвинутая  гипотеза о недостаточных знаниях студентов об арт-терапии полностью подтвердилась. Введение в учебный план дисциплины по арт-терапии (для студентов психолого-педагогических направлений) приведет к расширению знаний и умений студентов и к более эффективному  формированию  их профессиональных  компетенций.

 

Выводы

Итак, можно заключить, что:

1. Арт-терапия является эффективным практическим методом как развития эмоционально-личностной сферы, так и психокоррекции для студентов.

2. Желательно включение методов  арт-терапии  в  программу обучения студентов вузов (прежде всего, психолого-педагогических направлений), что повысит качество подготовки будущих специалистов.

3. Проведенное  исследование  показало реальные знания студентов об арт-терапии: достаточно слабые для студентов-«гуманитариев» (РИНХ) и практически нулевые для студентов-«технарей» (ЮФУ).

4. Значительная часть студентов (вне зависимости от направлений подготовки) с интересом относится к арт-терапии, считает ее полезной для профессионального развития и психологического здоровья.

5. Полученные результаты могут быть использованы при разработке вузовских учебных дисциплин по арт-терапии.

6. Желательно проведение подобных исследований (при изменении методики, увеличении количества респондентов, широком охвате других вузов и направлений подготовки, с расширенным списком вопросов при анкетировании и т.д.) и в дальнейшем.

Список литературы

1. Абакумова А.А., Власенко Е.В., Кузнецова А.Я. Применение анкетирования в современных исследованиях по педагогике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 12. - С. 141-144.

2. Арасланова К.Т. Отношение студентов к использованию арт-терапии в коррекционно-развивающей деятельности с глухими и слабослышащими детьми // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2017 года. - Москва: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017. - С. 1457-1461.

3. Газизова Р.Р. Арт-терапия как средство развития учебно-профессиональной мотивации студентов гуманитарного профиля // Человек. Социум. Общество. - 2020. - № 7. - С. 10-12.

4. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 с.

5. Король С.С., Щербанева Н.Г. Результаты экспериментального исследования влияния методов арт-терапии в развитии личности и решении личностных проблем студентов // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2020. - № 20. - С. 19-26.

6. Кужеватов В. Ю., Рыжов Ю.В., Рыжова В.А. Арт-терапия как синтез искусств: теория и практика. - Таганрог: С.А. Ступин, 2020. - 120 с.

7. Орешкина Е.В. К вопросу о разграничении понятий «арт-терапия» и «арт-педагогика» // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. - 2022. - № 3(23). - С. 123-131.

8. Русяева Н.Р., Скоробогатова Ю.В. Арт-терапия как средство развития ценностно-смысловой сферы студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы образования в период детства: Материалы Всероссийской студенческой научно-методической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2023 года. - Нижний Тагил - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, [б. и.], 2023. - С. 76-88.

9. Рыбина И.Р. Формирование позитивных эмоциональных состояний студентов средствами арт-терапии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 5(68). - С. 277-280.

10. Рыжов Ю.В. «Игра Жизни»: арт-терапия как синтез искусств // Наука и образование: векторы развития: Материалы международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 ноября 2020 года. - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2020. - С. 136-139.

11. Абакумова А.А., Власенко Е.В., Кузнецова А.Я. Применение анкетирования в современных исследованиях по педагогике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 12. – С. 141-144.

12. Арасланова К.Т. Отношение студентов к использованию арт-терапии в коррекционно-развивающей деятельности с глухими и слабослышащими детьми // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2017 года. – Москва: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017. – С. 1457-1461.

13. Газизова Р.Р. Арт-терапия как средство развития учебно-профессиональной мотивации студентов гуманитарного профиля // Человек. Социум. Общество. – 2020. – № 7. – С. 10-12.

14. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. – М.: Когито-Центр, 2015. – 526 с.

15. Король С.С., Щербанева Н.Г. Результаты экспериментального исследования влияния методов арт-терапии в развитии личности и решении личностных проблем студентов // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2020. – № 20. – С. 19-26.

16. Кужеватов В. Ю., Рыжов Ю.В., Рыжова В.А. Арт-терапия как синтез искусств: теория и практика. – Таганрог: С.А. Ступин, 2020. – 120 с.

17. Орешкина Е.В. К вопросу о разграничении понятий «арт-терапия» и «арт-педагогика» // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. – 2022. – № 3(23). – С. 123-131.

18. Русяева Н.Р., Скоробогатова Ю.В. Арт-терапия как средство развития ценностно-смысловой сферы студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы образования в период детства: Материалы Всероссийской студенческой научно-методической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2023 года. – Нижний Тагил - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, [б. и.], 2023. – С. 76-88.

19. Рыбина И.Р. Формирование позитивных эмоциональных состояний студентов средствами арт-терапии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 5(68). – С. 277-280.

20. Рыжов Ю.В. «Игра Жизни»: арт-терапия как синтез искусств // Наука и образование: векторы развития: Материалы международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 ноября 2020 года. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2020. – С. 136-139.

Рецензии
1. Исследование отношения студентов вузов к использованию арт-терапии Авторы: Захаревская Екатерина Алексеевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?